Много в стране городов –
Харьков, Иркутск и Ростов,
Но мне Куйбышев милей,
Ближе сердцу – эй, эй, эй…
И увидите вы сами
Нашу Волгу с Жигулями,
И воскликните, друзья, –
Куйбышев мой, Самара моя.
(из песни А. Гофмана)
Я родился на Волге на пристани «Батраки» под Сызранью, затем семья переехала в Куйбышев в дом также на берегу Волги у речного вокзала. Родители мои – добрые, честные убежденные коммунисты. Отец родом из бедной крестьянской семьи под Вяткой, окончил 3 института, в том числе Горьковский институт инженеров водного транспорта, вышел на пенсию будучи заместителем начальника Куйбышевского речного порта. Мать – дочь известного механика на Волге, Заслуженный учитель РФ, работала директором школы. Так или иначе, неудивительно, что жизнь моя в значительной степени связана с великой русской рекой. Даже ближайшими друзьями нашей семьи были соседи по лестничной клетке Пермяковы (глава семьи – знаменитый капитан, в прошлом автор прогрессивного метода толкания судов, Управляющий пароходства Волготанкер В.В. Пермяков). А одним из лучших капитанов современного Волжского пассажирского флота являлся мой двоюродный брат Юрий Сивохин.
Множество любопытных и занятных историй происходило на Волге, где мне довелось быть свидетелем либо участником. О некоторых из них я попытаюсь кратко рассказать.
Отец мой, Василий Андреевич, был исключительно общительным человеком, всегда старался быть интересным собеседнику и, при необходимости, оказать помощь. Об этой его слабости знали многие, в том числе и служители искусства. Под нами этажом ниже жил народный артист СССР Михайлов и, скорее всего, с его подачи (это было где-то в начале 60-х годов) произошел следующий эпизод. Дома вечером раздался телефонный звонок. Мама попросила меня побыть на кухне и сказала, что к нам придут гости. Через некоторое время дверь отворилась, на пороге стоял самый знаменитый тогда актер, необыкновенного обаяния, Евгений Урбанский и целая делегация других артистов. В руках у Урбанского был огромный букет роз, который он преподнес маме. Весь вечер все веселились, Урбанский хорошо играл на гитаре и пел. Конечно, я только потом догадался, что они пришли с благодарностью, – видимо, отец помогал им с билетами на пароход.
Вообще мне посчастливилось встречаться со многими интересными и даже знаменитыми людьми.
Так, любопытный случай произошел со мной на тренировке. Я увлекался спортом – греблей на байдарке. И вот в зимний период мы тренировались в полынье у берега Волги. Тогда еще не было Саратовского водохранилища, уровень воды был ниже, течение было сильнее, и от ГРЭС до самого элеватора образовывалась широкая полынья. На очередном круге находясь в районе Ульяновского спуска с берега меня окликнул мужчина и настойчиво попросил подойти к берегу под предлогом о помощи. В конце концов я подъехал, и он стал меня уговаривать выйти на берег, обещая, что будет разговаривать в стихах на любую предложенную мной тему. Меня это заинтриговало, поскольку я увлекался поэзией. Мне было лет 15. Выйдя на сушу, я увидел странную картину. Вокруг люка без крышки со сбросами Жигулевского пивкомбината (белого цвета жидкости – так называемой «бардой») сидели три человека. Люк был покрыт марлей, подпертой несколькими камнями. Мужчины мирно вели беседу черпая кружками поверх марли барду. Пригласивший меня действительно свободно говорил в стихах с поразительной ясностью и смыслом. Оказалось, что это был Александр Скоромыкин – талантливейший поэт (известный, например, как автор слов песен «Ивушка», «Марш коммунистических бригад»), мастер спорта по акробатике, первый в мире сделавший тройное сальто, работая в цирке «шапито». Он не стремился публиковаться. Известно много случаев как он шутя отдавал свои стихи другим, так и оставшись практически безвестным. Хоть и говорят, что рукописи не горят, но как раз сундук с его рукописями сгорел после его смерти.
Так случилось, что я также однажды воспользовался положением отца. Это было во время первого большого выступления В. Высоцкого в Куйбышеве в мае 1967 года. И опять здесь была «виновата» Волга. Концерт проходил в клубе Дзержинского. Успех огромный, все в восторге. И тут ко мне обращаются мои друзья Леня Сафронов и Саша Анненков и говорят: «а давай мы его по Волге прокатим!». Идея понравилась, и, хотя у нас были свои лодки, я позвонил отцу и спросил – не может ли он нам помочь реализовать эту идею. Поскольку фамилия Высоцкого была у него на слуху (у нас с Леней была самая большая коллекция туристических и бардовских записей и Высоцкий постоянно звучал дома из магнитофона), он сразу сказал, что нас будет ждать на дебаркадере катер ОМ-320. Радости нашей не было предела. Мы дождались окончания концерта и буквально выхватили Высоцкого из толпы обступивших его поклонников и побежали вниз к причалу. При этом к нам присоединились еще человек 5 – в основном это были наши друзья – туристы из политехнического института. Никого из организаторов концерта – ГМК-62 среди нас не оказалось, но это было не важно. У причала нас действительно ждал катер, мы познакомились с капитаном и тронулись в путь вверх по течению. К сожалению, никто не взял с собой фотоаппарат, все произошло так быстро, что все фотографы остались в клубе Дзержинского. Но это тоже было не важно, мы наслаждались возможностью общения с Высоцким. И это общение продолжалось с девяти вечера до семи утра. Из комфортного переднего верхнего салона открывались прекрасные виды, кое-кто выходил на свежий воздух постоять за окном вдоль борта. Мы доехали до Солнечной поляны, развернулись и легли в дрейф по течению. Колоссальное впечатление на Высоцкого произвело то, что капитан доверил ему руль на довольно большое время. Я стоял рядом и видел, как горели его глаза, он весь светился от счастья. Мало кто знает, что Володя очень любил воду – он много сплавлялся по рекам, любил грести (даже на каноэ), ходить под парусом. В общем Волга нас сблизила, каждый старался задать какие-то вопросы Володе. Я, например, поинтересовался кто на него повлиял в выборе манеры исполнения и какое у него самое любимое музыкальное произведение. Он сказал, что это прежде всего Окуджава, Губенко (одесский жанр) и Урбанский. А из классики ему нравится Революционный этюд Шопена. При этом я был поражен, поскольку Революционный этюд я также ценю выше всего – даже сам его исполнял на фестивале «Студенческая весна». Все получили огромное удовольствие от этой ночи на Волге. Утром по рации мы связались с Артуром Щербаком, у которого жил Володя. Артур приехал на машине и увез Высоцкого. Следующая наша встреча состоялась совсем скоро. На этот раз мы подготовили его выступление в Куйбышевском политехническом институте 30 ноября 1967 года. Руководил этой подготовкой мой одногруппник (знаменитой группы 8с ФАИТ) секретарь комитета комсомола института Миша Давидов. Мы довольно много при этом общались с Высоцким, он, конечно, вспоминал поездку по Волге и подписал мне автограф «Спасибо за обе встречи» на одной из многочисленных его фотографий, свободно лежащих на столах. Мне неудобно было просить его написать на ней мою фамилию, и конечно этим не преминули воспользоваться расплодившиеся последнее время эксплуатирующие имя Высоцкого нечестные люди. Как-то меня попросили дать на время для выставки этот автограф. Его скопировали и сейчас копию распространяют (продают), сопровождая идиотскими комментариями, не ссылаясь на получателя автографа. А в той поездке по Волге уже набирается немыслимое количество участников. Конечно, я еще не раз встречался с Володей и даже вместе с Мариной Влади во время гастролей театра на Таганке в Ленинграде, но все-таки та поездка по Волге была самой запоминающейся.
Еще одна веселая история на Волге произошла у меня в лихие 90-е. Моя фирма «Самара–Диалог», развивая туристический бизнес, фрахтовала 4-х палубный теплоход. Один из рейсов арендовал «Первый поволжский конкурс эротического танца и стриптиза». Не буду вдаваться в подробности. Конкурс проходил в ресторане по ночам, выбирали королеву из 13 претенденток, которые танцуя на сцене всячески старались завести публику. Аудиторию составляли небедные люди, в том числе и криминального толка. Через несколько ночей остались только 3 претендентки, в их танце можно было различить любые детали. Все ждали решения жюри. Жюри поступило мудро. Ведущий показал 3 пустых конверта, от заполнения которых зависела судьба короны. Их пустили по столам и тут из-за одного из столиков поднялся мужчина, который воспылал страстью к одной из претенденток (кстати, очевидно, далеко не лучшей) и показал, что положил в конверт 1000 долларов. Конкурс закончился, королеве надели корону, праздник продолжился. Я пошел спать, но часа в 3 ночи мне позвонил капитан и сказал, что у нас ЧП. Я вышел на палубу и увидел, что теплоход стоит в кромешной темноте, но по воде снуют лучи прожекторов, вокруг плавают спасательные круги и раздается вой сирены. Оказалось, что обиженные претендентки выбросили новоиспеченную королеву за борт. Наконец ее извлекли из воды и теплоход тронулся. Я опять пошел спать, но этим дело не кончилось. Часов в 7 утра я проснулся от звуков автоматных очередей. Теплоход стоял у пристани Болгары. Оказывается, враждующие стороны вызвали своих покровителей из Самары и те приехали на крутых тачках и устроили перестрелку. Успокоили их только присутствующие на теплоходе представители силовых органов.
В заключение поделюсь некоторыми приятными воспоминаниями об отдыхе на Волге. В молодости напротив Куйбышева на другой стороне Волги мы с друзьями ежегодно летом разбивали палаточный лагерь и либо там жили, либо переправлялись после работы или учебы на пароме. Мы назвали наш городок «Лагерь одиноких сердец». Прошли годы, все мы повзрослели, остепенились, в лагере уже сменилось не одно поколение. И вот однажды, совсем недавно, я, разгребая свои старые бумаги, вдруг обнаружил на каком-то пожелтевшем от времени листке написанные карандашом еле различаемые стихи, которые я написал, но не показал никому. Показываю это Вам (по-видимому, это сочинение было навеяно известной народной песней «У серебряной реки»):
На златистом на песочке
По-над Волгой веет дым,
Коротают летом ночки
Пять веселеньких мужчин.
И ни что их не печалит
И их шуткам нет конца,
Только лодочка причалит,
Вмиг зажгутся их сердца.
На златистый на песочек
Девы стройные спешат,
И испить любви глоточек
Хоть скрывают, но хотят.
Здесь ни папы и ни мамы,
Здесь внимание мужчин.
Что же больше деве надо…
Хорошо, – и веет дым.
Бьются волны о песочек
Золотистый – золотой,
В каждом сердце эти ночки
Над красавицей – рекой.
Так поднимем же бокалы,
Выпьем страстно до конца
Волга чтоб соединяла
Одинокие сердца.
Не буду задерживать больше ваше внимание.
Конечно, я мог бы многое рассказать об интересных не моментных встречах с выдающимися деятелями современности академиком Ю.В. Линником, академиком Б.В. Гнеденко, Биллом Гейтсом, Дональдом Трампом, но это другие истории.
Ю. Солодянников
Декабрь 2018
Самара
|